Индийская флейта Бансури

Индийская флейта бансури является одним из олицетворений индийской культуры с давних времен. Утонченность, мягкость и глубина ее звучания не оставит равнодушным ни одного слушателя. Бансури упоминается еще в Ригведах, ее изображения были найдены в росписи древнейших пещерных храмов Аджанты и Эллоры. Изначально это был чисто народный инструмент. Популярность он обрел во время движения бхакти, провозглашавшего равенство всех людей перед богом и отрицавшего любые касты. В 19 веке музыканты стиля карнатик взяли бансури в качестве неизменного инструмента для исполнения своей музыки. Усилиями знаменитого пандита Паналала Гоша флейта стала распространяться и в северной Индии. Его нововведения и импровизации прочно обосновались в истории индийской музыки и до сих пор остались непревзойденными.

Современные флейты изготавливаются из бамбука, взятого из лесов штата Ассам и северо-востока страны. Обычно у таких флейт шесть отверстий, хотя в последние годы у них стало появляться седьмое для лучшего звучания нижних регистров. Первоначально на бансури исполняли только народную музыку, но сегодня она звучит и в классической музыке, и в музыке к фильмам и во многих других жанрах.

Флейта бансури имеет для индусов особое культурное и религиозное значение. Она символизирует творческую благодать, эмоциональную глубину и духовные стремления индийской культуры. Считается, что она создана из крыльев и цветов, грез и мечтаний, воздуха и танцев. В искусстве и культуре Индии бансури неразрывно связана с жизнью бога Кришны. Музыковеды считают, что наряду с виной и мридангом, бансури (или вену) является древнейшим музыкальным инструментом Индии. В Ригведах, Атарва-ведах и даже Пуранах бансури фигурирует как один из основных аккомпанирующих инструментов. А в росписях храмов Аджанты и Эллоры на ней играют как небесные жители, так и человеческие существа.

С незапамятных времен флейта была частью многочисленных народных и провинциальных музыкальных групп. Как народный инструмент она впитала в себя сладость и аромат каждой национальной культуры. Во время движения бхакти вену или бансури в воображении вайшнавов и поэтов обрела особый статус — символа Кришны.

В второй половине 19го века флейта заняла достойное место в музыке стиля карнатик. Благодаря усилиям таких мастеров как Шарабха Шастри и его ученика Палладам Санджеева Пао бансури стала необыкновенно популярна на юге Индии. На севере же индийской флейте пришлось ждать магических пальцев Панналала Гоша, который возвел ее на уровень сольного инструмента. Уже позже пандиты Харипрасад Чаурасия, Виджай Рагхав Пао и Рагхунатха Сэт популяхировали бансури среди миллионов во всем мире.

Бансури, которая сейчас звучит на концертах индийской музыки, обычно около 2.5-3 футов длиной. Она имеет шесть отверстий для пальцев и одну для подачи воздуха. Панналал Гош добавил к ней еще одно отверстие для более гибкого управления звуков на нижней октаве. В Северной Индии во время игры флейта расположена почти параллельно земле, при этом музыкант сидит на сцене со скрещенными ногами. Особенности строения инструмента и особая техника исполнения помогает передавать тонкости классических индийских музыкальных произведений рага. Так например длинная и толстая басовая флейта помогает солисту с большим эффектом исполнять музыку на нижних октавах, а тонкие и легкие наоборот придают произведению яркость, воздушность и чаще используются для народных песен и танцев.

Попробуем разглядеть бансури поближе и назвать ее части. Это будет сложновато, поскольку в Индии настолько много различных языков и диалектов, что не всегда удается найти общее название. Но следующие термины являются довольно универсальными.

Итак, основное тело флейты называется данди. Изготавливается оно из различных материалов, но преимущественно из тростника и бамбука. Конструкция считается идеальной, если палочка естественным образом слегка сужается к мундштуку, а к открытой части расширяется.

Следующая часть флейты — это мукха рандра, мундштук или отверстие, через которое вдувается воздух.

Свар радра — это отверстия, зажимая которые музыкант регулирует высоту звука.

И, наконец, гарбха радра — открытая часть флейты, откуда собственно и появляется мелодия.