Открытие пути в Индию. Кто проложил морской путь в Индию

Открытие морского пути в Индию стало определяющим моментом в истории открытий. Кроме того, что это было великим событием в искусстве мореплавания того времени, его путешествие стало отправной точкой для серии событий, изменивших мир.

Первой, кто проложил морской путь в Индию для европейцев, стала Португалия. Это произошло в основном благодаря политике Генриха Мореплавателя, стремлением которого было проложить морской путь в Индию, для того чтобы наладить торговлю пряностями и специями со странами Дальнего Востока. В течение сорока лет он организовывал экспедиции для исследования западного побережья Африки, что позволило ему вести успешную торговлю рабами и золотом, но юг континента так и оставался неизведанным для Европы.

Открытие пути в Индию. Кто проложил морской путь в Индию.В 1487 году искусный мореплаватель Варфоломей Диас достиг наконец самой южной точки Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он доказал всему миру, что Индийский и Атлантический океаны не окружены полностью сушей, как считали европейские географы того времени, а соединены между собой. И снова португальцы стали бредить идеей достичь во что бы то ни стало найти морской путь в Индию. В помощь мореплавателям в опасное путешествие по суше в Индию был послан Педро да Ковилха, свободно владеющий арабскими языками. Он сумел собрать огромное количество важной информации о портах Восточной Африки и Индии. После этого прошло еще десять лет до того, как португальцы смогли организовать плавание и воспользоваться открытиями этих двух исследователей. В это время Христофор Колумб уже вернулся в Европу, объявив, что он нашёл путь на Восток, переплыв с запада Атлантический океан.

В 1497 году на трон взошел Мануэль I, который назначил Васко да Гама возглавить первое путешествие в Индию по морю. Варфоломей Диас лично руководил подготовкой да Гамы к плаванию. Диас считал, что обычных каравелл не достаточно, и экипаж должен иметь более эффективную защиту для такого долгого пути. Флотилия состояла из четырех кораблей, два из которых были построены специально для этого рейса. Экипаж состоял из 170 человек и управлялся самыми опытными мореплавателями тех времен.

Васко да Гама вместе со своим флотом отправился из Лиссабона 8 июля 1497 года. 15 июля они уже достигли Канарских островов и двинулись дальше к островам Зеленого мыса. На борту кораблей были самые новые навигационные приборы и карты. С 26 июля по 3 августа экипаж стал готовится к следующему этапу своего пути, который должен был проходить уже без участия Диаса. Сделав огромную петлю на запад, чтобы избежать штилевой полосы в Гвинейском заливе, корабли снова повернули к южной Африке.

В канун Рождества 1497 года три оставшихся корабля отплыли на север вдоль восточного побережья Южной Африки, а к 11 января 1498 они уже исследовали устье реки Коппер.

Медленно продвигаясь на северо-восток против юго-западного течения, путешественники прошли 2700 км, пока 2 марта 1498 года не прибыли в порт Мозамбик, который находился под влиянием мусульман. Когда Васко да Гама попытался наладить торговые отношения с правящим там султаном, его пустяковые дары были отвергнуты. Несмотря на то, что португальцы не жалели средств для оснащения экспедиции, они недооценили качества товаров в этой части мира — хлопок, слоновая кость, золото и жемчуг. Они проплыли еще 1300 км до Момбасса в надежде на более удачную торговлю, но и там дела шли не лучше. К счастью правитель Малинди оказался более приветливым, и на время пребывания да Гамы дал ему самого лучшего арабского навигатора Ахмеда ибн Маджида, который показал исследователям путь в Индию.

Переплыв Аравийское море, 20 мая 1498 года португальцы прибыли в Каликут. Малабарское побережье Индии находилось в самом центре торговли специями. Португальцы оставались здесь в течение трех месяцев и изначально были хорошо приняты индийским правителем, Заморином. Но мусульманские торговцы, также имевшие значительное влияние при дворе, не хотели отказываться от контроля над торговлей специями в пользу приезжих христиан. И когда да Гама ещё раз предложил свои товары, реакция была неадекватной. Отношения ухудшились, а людям да Гамы пришлось обмениваться товарами на берегу, чтобы купить необходимые припасы для возвращения домой.

Дорога обратно в Малинди была ужасной. Кроме того, что путешественники не смогли найти проводника, не было ни одного попутного ветра. Путь в 3700 км занял целых три месяца. Весь экипаж заболел цингой, от которой умерло 30 человек. И только доброта Султана Малинди спасла остальных членов экипажа. Он подарил португальцам свежее мясо и апельсины.

Стремясь поскорее попасть домой, путешественники обогнули мыс Доброй Надежды и уже 20 марта 1499 года поплыли вверх вдоль западного побережья Африки.

Васко да Гама прибыл с триумфом прибыл в Лиссабон 18 сентября. Он отсутствовал более двух лет, проехал по морю 38600 км (24000 миль) и провел 300 дней в море. Только 54 экипажа человека из 170 выжили, но король Мануэль был очень доволен. Однажды проложив морской путь в Индию, он открыл для своей страны множество возможностей, которыми вскоре и воспользовался.