Женщины в Индии

Индийские женщины в наше время многого добились, по сравнению с той темной средневековой эпохой, когда их статус в обществе был крайне низким. Но в действительности они должны еще пройти долгий и полный препятствий путь к достижению полной свободы. Соотношение полов в Индии показывает, что индийское общество по-прежнему предвзято относится к женщинам. 940 женщины приходится на тысячу мужчин в Индии, что значительно ниже среднемирового показателя — 990 женщин. Существует много проблем, через которые женщины в Индии проходят каждый день. Но несмотря на это они всегда готовы бороться и наслаждаться жизнью в полной мере. У них много талантов, увлечений, и они живут в соответствии с индийскими традициями.

Из истории

Средневековье было темной эпохой для индийской женщины. Под влиянием иноземных завоевателей изменилось отношение к женщине в Индии. Ее стали воспринимать как собственность мужа, отца, брата, лишив права на свое мнение. Еще одной причиной снижения статуса индийской женщины было желание защитить ее от захватчиков. Женщины стали носить паранджу, им не разрешалось свободно передвигаться. Всё это привело к тому, что мышление людей стало меняться. Теперь они рассматривали девушку как бремя, которое должно быть защищено от глаз злоумышленников и нуждается в дополнительной помощи. В то время как мальчики не нуждались в такой дополнительной опеке, да еще и приносили заработок в семью.

По сравнению с индуистским обществом, такие общества как буддизм, джайнизм и христианство были немного мягче. Женщины в этих обществах пользовались гораздо большей свободой. Например, они имели свободный доступ к образованию. К тому же в этих религиях гендерные различия не были проблемой в достижении спасения. Любой человек, будь то мужчина или женщина, имеет право на получение благодати Божией. Во времена царя Ашоки женщины принимали участие в религиозных проповедях. Дочь царя — Сангхмитра — вместе со своим братом Махендрой отправилась в Шри-Ланку, чтобы проповедовать буддизм.

Одежда

Еще в древней Индии и мужчины, и женщины носили одежду, которую не нужно шить. Женский вариант такой одежды называется сари, верхняя половина тела была одета в «чоли» — блузкой, которая завязывалась на спине. Этот наряд из прошлого с некоторыми изменениями носится и сегодня. Кстати, это основная одежда в сельских районах Индии. В северной Индии, а также преимущественно в городах женщины также носят сальвар камиз, который удобен в работе. Сегодня некоторые женщины в городских районах Индии носят платья, прозападные брюки и рубашки, но большинство женщин носят всё-таки традиционные индийские одежды.

Досуг

Традиционно индийские женщины проводят свое свободное время со своей семьей или в общении с друзьями и семьей мужа. Большую часть времени хозяйки проводят в заботе о семье и особенно о детях.

Работа

Индийские женщины работают больше, чем мужчины в Индии, но их работа в основном носит неквалифицированный характер. Их домашние дела никогда не считались работой. Даже если женщина работает в поле, чтобы помочь мужу, это не будет считаться работой. Исследование, проведенное в 1986 году утверждает, что в штате Андхра-Прадеш женщина работает по 15 часов в день в течение сельскохозяйственного сезона, тогда как мужчины в среднем работает около 7-8 часов.

Статус

В Индии большой процент женщин ограничен в принятии самоличных решений. Они не могут самостоятельно принимать решения даже не связанные с их собственной жизнью. Они должны получить разрешение мужчин-членов семьи по каждому вопросу. Они не имеют никакого права голоса в важных вопросах семьи и даже в вопросе собственного брака.

Приданое

В древние времена женщины получали «Stridhan», когда они выходили из дома своих родителей. Эта сумма денег была дана ей в качестве подарка, который она могла использовать на себя и своих детей, но у ее мужа не было никакого права на эту сумму. Эта сумма должна была помочь девушке в случае необходимости. Постепенно эта традиция стала обязательной и приняла форму приданого. В настоящее время родители должны дать изрядную сумму в приданое, и родственников мужа не интересует, могут ли родители девушки себе это позволить или нет. Если девушка приносит большое количество приданого, то она получает уважение и хорошее обращение в новом доме, а если она не приносит приданое в соответствии с ожиданиями ее новой родни, то ей приходится подвергаться гонениям.


Борьба и реформы за права женщин в Индии

Начиная с 1880-х гг. женщины среднего класса все активнее стали подключаться к профессиональной деятельности и движению за реформы, хотя прогресс здесь был медленным и трудным. Одной из наиболее ярких женщин этого периода была Пандита Рамабаи, которая выступала за образование для юных вдов, прием женщин в медицинские учебные заведения и подготовку женщин-учителей. А будущий руководитель женского движения и председатель Индийского национального конгресса Сароджини Найду однажды произнесла такие слова: «Рука, качающая колыбель, сможет управлять миром». Она старалась подобрать достойные примеры из жизни индийских богинь, чтобы стимулировать участие индийских женщин в политической борьбе. Столь высокая активность женщин продолжалась с 1920-х гг. до обретения Индией независимости в 1947 г. В течение этого периода женщины вместе с мужчинами принимали участие в кампаниях гражданского неповиновения, организованных Ганди в его борьбе за достижение Индией независимости.

После обретения Индией независимости усилия женщин вновь сосредоточились на вопросах равноправия. Женщины надеялись, что новое правительство закрепит их требования в конституции и новом законодательстве страны. Действительно, равенство полов было гарантировано Конституцией 1950 г. Однако новое законодательство не предусматривало увеличения возраста достижения совершеннолетия и вступления в брак, права женщин на развод, изменений в законах о наследстве и приданом.

Но только в 1970-80-х гг. стало возможным настоящее развитие женских движений. В больших и маленьких городах, в поселках и деревнях были сформированы инициативные женские группы, поставившие себе целью решение местных проблем и защиту интересов местного населения. Созданный в 1978 г. журнал для женщин под названием “Мануши”, анализировал положение женщин, их роль в обществе и взгляды на жизнь. Женщины осознавали как свои общие интересы, так и существующие между ними разногласия. Они протестовали против возрождения религиозной общинности, ведущей к непрекращающемуся конфликту религиозных и политических убеждений индуистов, мусульман и сикхов и мешающей женским движениям помогать всем женщинам, независимо от их происхождения и вероисповедания.

Современная женщина Индии

До сих пор положение и степень свободы женщины в Индии во многом зависит от того, к какому слою общества и к какой религиозной общине она принадлежит. Женщины из низших слоев вынуждены работать вне дома, что дает им гораздо больше свободы и возможности отстаивать свои права, поскольку их заработок пополняет семейный бюджет. В высших слоях общества (особенно в мусульманской религиозной традиции) предназначение женщины по-прежнему видится в замужестве и материнстве и считается, что женщина не должна работать за плату. Но и там, получившие образование девушки, предпочитают искать работу вне дома в крупных городах.

Хотя женщинам Индии еще очень далеко до достижений западных феминисток, но всё же с помощью социальных реформаторов общество постепенно начала признавать истинный потенциал женщин. В результате начали разрушаться барьеры и женщина получила достойное место в мире. Сегодня индийские женщины преуспели во всех областях, будь то политика, спорт, развлечения, литература, технология.