Индийские танцы: Бхаратнатьям
Одним из наиболее широко известных и древнейших стилей индийского классического танца является бхаратнатьям. И хотя изначально стиль зародился на территории штата Тамил Наду, сейчас он невероятно популярен во всей Индии. Во всех школах мира, где преподают индийский танец, обязательно изучают этот стиль.
Индийскому танцу в стиле бхаратнатьям около 2000 лет. Легенда гласит о том, что бхаратнатьям был послан мудрецу Бхарате, который сумел записать танец в виде текста на языке санскрит. Этот известный трактат называется «Натьяшастра» (натья — драма, театральное действо; шастра — священная книга). Он состоит из 36 глав и подробно описывает малейшие детали театрального искусства. Натьяшастра делит танец на две составляющие: нритта и нритья. В нритта основной акцент делается на техническом мастерстве жестикуляции и движения танцора, тогда как в нритья танцор использует всю систему символов в танце для достижения наибольшей эмоциональной выразительности.
Жанр бхаратнатьям в своем современном варианте начал развиваться примерно в 18-19 веков. Он образовался путем смешения элементов из ранних форм Dassi Attam (танец храмовых прислужниц) и Sadr (танец, зародившийся во дворцах южной Индии). Сложно определить точный возраст бхаратнатьям, так как он постоянно видоизменялся на протяжении всего времени своего существования. В 1910-1930 танец утратил свое высокое положение среди населения, но со временем вновь набрал популярность, благодаря искусству прославленного мастера танца Е. Кришна Айера. Другая выдающаяся танцовщица Рукмини Дэви Арундале сыграла значительную роль в распространении стиля на западе.
В настоящее время бхаратнатьям стал чрезвычайно популярным среди всех стилей индийского классического танца. В той форме, в которой он существует сейчас, танец делится на несколько частей: алариппу (поклонение), джатхи сварам (музыкальная часть), шабдам (музыка и стихи) и наконец варнам (наиболее экспрессивная часть танца) и тиллана (снова чистый танец).
Техника танца определяется несколькими правилами положения тела и движений. Торс в бхаратнатьям должен быть прямым и занимать центральное, полностью сбалансированное положение, стопы вывернуты наружу, а колени согнуты. Движения в танце определяются по характеру отклонения тела от центра.
Танцоры бхаратнатьям обычно выступают в одном из двух видов костюма: костюм-юбка и костюм-пижама. Они сделаны из шелковых сари и украшены вышивкой. Интересная особенность костюма заключается в том, что вся красота его рисунка раскрывается в полуприседе, что является одним из основных движений танца. Кроме того танцовщицы носят множество украшений из блестящих камней на шее, в ушах, на руках и голове, а также жасминовый венок в волосах и браслеты с маленькими колокольчиками на ногах.
Музыка бхаратанатьям основана на Карнатик — классической музыке. Для музыкального сопровождения используются такие инструменты как вина, флейты, скрипки и мридангам.
Бхаратнатьям по праву называют матерью большинства других стилей индийского классического танца, послужившей музой для создания многих картин, скульптур, а также изображений индийских божеств.