Пещерный храм Аджанты. Храмы Индии
Неподалёку от Аурангабада, крупного культурного и образовательного центра на юго-востоке Индии, находится одно из чудес мировой архитектуры, объект Всемирного наследия, охраняемый ЮНЕСКО. Это пещерный комплекс Аджанты. Долгое время пещеры были скрыты от человеческого взора, пока в 19 веке не был случайно обнаружены одним британским офицером.
За более чем 400 лет буддийские монахи высекли в скалах примерно 30 пещер. Это были и кельи, где они жили, и просторные молельни, украшенные фресками и статуями.
У подножия утеса в форме подковы, в котором высечен храм, течет живописная река Вагхора. В этом месте Вагхора образует несколько водопадов, падая с высоты 60 метров. Негромкий шум водопадов создаёт идеальные условия для медитаций.
Храм Аджанта посвящен Будде. Выражая свое поклонение монахи создавали выдающиеся произведения искусства. Скрытые в глубине пещер от солнца и ветра фрески очень хорошо сохранились. Высеченные фигуры и картины в основном описывают сцены из жизни Будды.
Резьба и росписи в Аджанте описывают современное общество тех времен. В скульптурах высечены не только короли, но и представители всех каст, мужчины, женщины и дети,звери и птицы, цветы и фрукты. Есть фигуры, которые изображают небесных обитателей, таких как «якши» — мужские и женские божества, охраняющие богатство и благополучие, «киннеры» — небесные музыканты с телом человека и головой лошади, «гандхарвы» — полубоги музыканты и «апсары» — небесные танцовщицы.
Все 30 пещер делятся на чайтья (залы для молитвы) и «вихар» (жилые комнаты). Чтобы попасть в пещеру, нужно подняться по ступеням лестниц, сохранившихся до сих пор.
Пещеры пронумерованы в порядке следования от главного входа, и эта нумерация никак не связана с временем их создания. С художественной точки зрения 1, 2, 16 и 17 пещеры имеют важное значение, обладают замечательными произведениями искусства и могут тягаться с мировыми ценностями. Стены этих пещер украшены фресками, которые несут очарование и уникальную атмосферу ушедшей эпохи.
Настенная живопись наносилась с помощью техники Темпера. Рисунок наносился на сухую поверхность после того, как стена была покрыта сантиметровым слоем смеси из глины, коровьего навоза и рисовой шелухи. В завершении картину покрывали слоем извести.
Во время археологических исследований было обнаружено, что пещеры высекались в два этапа, с большим промежутком между ними. Первые пещеры были высечены примерно во 2 в. до н.э. во времена расцвета буддизма, последние же полагают сделан вактаками и гуптами, во времена когда силу набирал брахманизм. Каждая пещера состоит из резьбы и росписей, изображающих жизнь Будды, Бодхисаттвы и Джатаки.