Живопись Мадхубани
Живопись в стиле Мадхубани (что означает «медовый лес») зародилась в маленькой деревне Майтхили, штата Бихар в Индии. Изначально картины в качестве украшения рисовались на стенах дома. Росписью, а также украшением жилищ занимались в основном женщины, поэтому в этих картинах находили свое отражение их мысли, мечты и надежды.
Традионно основой, на которую наносился рисунок, была свежая штукатурка в хижинах. В настоящее время ее заменяют ткани, бумага ручной работы и холсты.
До тех пор пока это направление живописи было территориально ограничено небольшой местностью, темы и стиль написания картин были примерно однотипны. Большинство картин отражало мифологические сюжеты и индийские божества — Кришну, Раму, Лакшми, Шиву, Дургу и Сарасвати. На картинах о природе изображались солнце, луна и религиозные растения, например тулси. Можно также встретить картины с изображением королевского двора или каких-то общественных событий, таких как свадьбы. Если после нанесения основной темы рисунка, на холсте оставалось свободное место, оно заполнялось различными мотивами — цветами, животными или геометрическими фигурами.
Кисти, используемые для мадхубани, изготавливали из хлопка, намотанного на бамбуковую палочку. А краски были исключительно растительного происхождения. Художники сами изготавливали краски для картин. Черный цвет получали путем добавления сажи в коровий навоз; желтый из смеси турмерика (разновидность куркумы), пыльцы или лайма с молоком листьев баньяна; синий из индигоферы; красный из сока гибискуса или красного сандалового дерева; зеленый из листьев персидского лимона; белый из риса, стертого в порошок, а оранжевый из цветов палаша.
Живопись мадхубани имеет многовековую историю. Первое упоминание о рисунке Майтхили относят ко временам Рамаяны, когда король Джанака приказал написать картины для свадьбы его дочери Ситы.
Долгое время закрытость внутренних помещений домов для глаз посторонних не позволяла живописи мадхубани стать широко известной. Но землетрясение в 1934 г. позволило увидеть стены и пол разрушенных домов, которые оказались покрытыми выразительным росписями. А после голода 1966-1967 гг. в Бихаре для облегчения участи голодающих Всеиндийский Совет по ремеслам предоставил им субсидии, снабдил жительниц Майтхили бумагой и тканью для написания картин. Так живопись мадхубани обрела коммерческую основу и стала широко известна сначала в Индии, а потом и за ее пределами, сохранив художественную традицию майтхильских росписей.