Кучипуди
Жанр «кучипуди» относят к танцевальной драме. Он является еще одной драгоценной жемчужиной в короне величественной, богатой культуры Индии. Этот стиль славится своим изяществом, элегантностью и очарованием. Своей нынешней формой кучипуди обязан великим танцорам, которые создавали его, оберегали и совершенствовали.
Об этом танцевальном стиле существует много легенд. Одна из них гласит, что в тринадцатом веке жил молодой человек по имени Сиддхапа, собиравшийся жениться на прекрасной девушке. Но судьба распорядилась иначе. Когда он пересекал реку, лодка перевернулась, и он начал тонуть. Юноша стал молиться, чтобы бог спас его жизнь, и дал обет в том, что посвятит свою жизнь служению богу. Его молитва была услышана и юноша был спасен. С тех пор его стали называть Сиддхендра и он стал великим поэтом телугу 17го века, сочинившим танцевальную драму «Бхама Калапам». Его поэмы восхваляли господа Кришну с помощью искусства танца. Этот танец исполняли только мужчины. Считалось, что участие женщин принижает этот вид искусства. Первый танец кучипуди тоже написал Сиддхендра. Таким образом, говорят, что стиль кучипуди, в том виде, в каком он дошел до наших дней, берет свое начало в традициях танцевальной драмы, также известной как Бхагавата Мела Натакам.
Другая легенда гласит, что кучипуди это результат религиозной терпимости, которая царила в Индии в 13 веке. Согласно этому преданию, однажды при дворе царя Наваба в Андра Прадеше был исполнен танцевальный спектакль. Царь был так впечатлен увиденным, что подарил танцорам деревню Кучипуди и попросил их продолжать традиции этого танца. С тех пор всё мужское население деревни Кучипуди практикуется в этом виде искусства. Темы этих танцевальных драм всегда базируются на сюжетах из индийской мифологии.
Кучипуди исполняется в сопровождении классической индийской музыки карнатик. В качестве музыкальных инструментов используются мриданга, флейта и скрипка. Слова к танцу исполняются вокалистом, а организацией музыкального оформления и декламированием ритмической части танца занимается человек, которого называют наттуванар.
Кучипуди — это прекрасное соединение «нритта», «нитья» и «натья». Нритта — это песня, нитья — трактовка песни, а натья сочетает в себе обе этих составляющих, образуя целостный танец со своей сюжетной линией и персонажами.
Танцевальная форма кучипуди используется большое количество быстрых движений ног. Кроме того, изящные движения тела — основные и самые яркие составляющие этой формы танца. Здесь также задействованы мимика танцора, движения руками и едва уловимое выражение эмоций. Всё вместе составляет уникальную технику, благодаря которой кучипуди стал одним из самых значимых стилей индийского классического танца.
Еще одна уникальная особенность кучипуди — Тарангам, когда танцор двигается на ребре медной тарелки в соответствии с ритмом музыки. Иногда также добавляется балансирование сосудом с водой на голове.
Как и другие танцевальные формы Индии, кучипуди неразрывно связаpн с религией. Раньше его исполняли только в храмах, только мужчины или мальчики и только во время ежегодных религиозных праздников в некоторых храмах Андра. Исполнитель танцевальной драмы сочетает и танец, и декламирование.
Танец всегда начинался с выполнения некоторых обрядов на сцене на глазах аудитории. После этого поднимаются на сцену «сутрадхар» (или рассказчик) и музыканты, для того чтобы познакомить зрителей с будущим действом. Каждый из главных персонажей представляет себя с помощью дару — небольшой танцевальной композиции и песни, характеризующей данного персонажа. Всего существует примерно 80 дару, или небольших эпизодов спектакля.
В наши дни кучипуди превратился в танец-соло. Теперь и женщины принимают участие в танцевальных представлениях. Сольный танец крайне выразителен благодаря быстрому музыкальному ритму, размашистым движениям коленей и круговым вращениям рук. Несмотря на регулярные изменения, кучипуди сохраняет свое драматическое происхождение.