Национальный флаг Индии
Индия представляла собой множество раздробленных княжеств, у каждого из которых были свои собственные символы. Общего, объединявшего всех символа не существовало, потому как не существовало никакого единства.
Первый единый флаг Индии появился в 19 веке ещё во время английского владычества. Его идея возникла после восстания 1857 года (сипайского восстания) и введения в Индии прямого имперского правления.
Его дизайн был основан на западных геральдических принципах и был похож на флаги других британских колоний. На синем фоне вверху слева флаг британского содружества, а в противоположном углу «Звезда Индии». Чтобы ответить на вопрос как эта звезда стала вдруг «Индийской», пришлось учредить «Орден Звезды Индии» по образу того, что на флаге. Позже были предложения заменить «Звезду» на что-то более подходящее, но поддержки они не нашли.
Современный государственный флаг Индии был принят через пару недель после получения независимости в 1947 году. Его дизайн в общих чертах остался таким же, каким впервые появился в начале 20-го века. Чаще других менялись символы и интерпретация цветов флага.
В 1905 году флаг выглядел так: полотнище разделено на три части. На верхней полосе зелёного цвета — восемь белых лотосов, представляющие восемь штатов. На нижней красной полосе — солнце и полумесяц как символы индуистской и мусульманской частей населения. А посреди, на полосе жёлтого цвета, лозунг «Банде Матарам» — «Слава Матери (Земле)». («Банде Матарам» — название поэмы, которая вдохновила борцов за свободу Индии, а позже стала Национальной Песней Индии.)
Сложнее всего было найти символ, который бы объединял такую разную Индию с её многочисленными религиями, расами, кастами. Индии, как единого сплоченного государства, тогда не существовало. Борьба против английских колонизаторов стала нитью связавшей Индийские штаты.
Одним из главных принципов освободительного движения, или Сварадж (инд. Самоуправление), был принцип экономической независимости от западных товаров (Свадеши).
В 1921 году на Индийском Национальном Конгрессе был представлен т.н. «флаг Ганди», центральным элементом которого была прялка (инд. charkha), символ Свадеши.
«Флаг Ганди» также был поделён на три полосы. Красная представляла индуистов, зелёная — мусульман, белая — представителей всех остальных религий. Однако, вскоре Сикхи (последователи Сикхизма) потребовали, чтобы на флаге присутствовала полоса чёрного цвета, которая представляла бы их. В конце концов было решено отказаться от религиозной трактовки цветов и красный стал означать самопожертвование, белый — чистоту, а зелёный — надежду.
Пару слов нужно сказать о «хади» — материале, из которого должен быть изготовлен любой флаг Индии. Хади — это единственное, что оставалось неизменным, начиная с самых первых идей флага. Её особенность в том, что ее можно ткать и прясть только вручную. Хади — это, наряду с прялкой, символ движения Свадеши, отказа от иностранных товаров и развития собственной экономики. Хади часто ассоциируется с Махатмой Ганди. Говорят что первым настоящим индийским дизайнером был Ганди, потому что призывал носить одежду из хади.
В 1931 год официальным флагом Индийского Конгресса был принят «Сварадж»-флаг. Его дизайн почти не отличался от предыдущего. Красный и зелёный были заменены на оранжевый (насыщенный шафран) и тёмнозелёный (индийский зелёный). Белая полоса теперь располагалась посередине и фактически стала фоном для прялки.
Цвета теперь трактовались как символы силы и мужества (оранжевый), мира и правды (белый), плодородия земель (зеленый).
За пару недель до обретения независимости на конгрессе был принят окончательный дизайн флага Индии, который существует и сейчас. Прялку на нём сменил символ «Ашока Чакра» — представлявший вечные колеса закона, а также символизирующий постоянный прогресс нации.
Объясняя смысл флага, чаще всего приводят слова первого вице-президента Индии Сарвепалли Радхакри́шнан: «Bhagwa или шафран, означает бескорыстие. Наши лидеры должны быть равнодушным к материальной выгоде и посвятить себя своей работе. Белый в центре — свет, путь правды, истины направляющий нас. Зеленый показывает наше отношение к земле, наше отношение к растениям, от которых зависит жизнь других. «Ашока Чакра» в центре — колесо закона Дхармы. Правда, или сатья, благочестие, или дхарма, должны быть управляющим принципом для тех, кто работает под этим флагом. Опять же, колесо обозначает движение. В движении — жизнь. Индия не должна больше сопротивляться изменениям, он должна двигаться и идти вперед. Колесо представляет мирные изменения»