Нотная запись в индийской музыке
Тех, кто только открывает для себя удивительный мир индийской музыки, ожидает много сюрпризов. Ведь индийская музыка имеет немало отличий от западной. И одно из таких отличий — система обозначений.
Для того, чтобы научиться читать нотную запись западной музыки, нужно изучить очень много различных понятий. Скрипичный и басовый ключ, мажор и минор, длительность, легато, стоккато, интервалы и доли — без этих и многих других знаний не получится сыграть произведение по нотам.
Индийская система обозначений достаточна примитивна и очень проста в освоении. Вы сможете начать использовать ее уже через тридцать минут. Это происходит потому, что вся индийская музыка состоит в основном из импровизации. Ни один индийский музыкант не исполняет музыку по записи. Сколько импровизации можно зафиксировать на бумаге? Наверное, это в принципе было бы довольно сложно. Но всё же система обозначений существует и полезна тем, что вы можете записать некоторые основы, базовую мелодию композиции для дальнейшего использования.
Как же тогда можно освоить какое-нибудь индийское произведение? Обучение индийской музыке происходит в основном на слух. Естественно, это возможно, только если у вас есть знакомый индийский музыкант, который помогал бы вам. Но чтобы учиться серьезно, обязательно нужен гуру — мастер, который вёл бы вас на протяжении всего обучения, направлял и передавал свои знания, опыт и мудрость. Хотя для того, чтобы просто получать удовольствие и пользу от индийской музыки, достаточно регулярно ее слушать.
«До-ре-ми-фа-соль» по-индийски
Из уроков музыки все помнят, что ноты называются:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Индийские нотки называются совсем по-другому:
СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ.
Записываются такие ноты либо первыми буквами названия:
S R G M P D N
либо аналогами из индийского алфавита (деванагари), как нарисовано на картинке.
Нота, пониженная на полтона, обозначается черточкой внизу. В западной музыке рядом с такой нотой стоял бы бемоль. И только нота «МА» может быть на полтона выше, что обозначается апострофом посередине.
Пример нотной записи в индийской музыке
Центральное место в индийской классической музыке занимают, конечно, раги. Существует очень много разновидностей раг. Давайте разберем пример нотной записи основной мелодии раги Дурга.
Основная запись раги делится на две части:
1. Аароха — последовательность нот во время следования мелодии вверх
S — R — m — P — D — S’
2. Авароха — последовательность нот во время следования мелодии вниз
S’ — D — P — m — R — S
Как видите, при наборе на компьютере сложно нарисовать нижнее подчеркивание, поэтому удобнее использовать маленькие (для пониженных нот) и большие (для чистых нот) буквы. Конечно, кроме таких понятий как аароха и авароха у раги есть еще несколько характеристик: это настроение, время суток, главная и вторая главная ноты (на которые делаются акценты) и многие другие.
Вот как в итоге выглядит нотная запись раги (фрагменты):