Табла
Табла — наиболее распространенный ударный инструмент в Северной Индии последние 100-150 лет. Считают, что табла изобрёл Суфий Святой Амир Кхусро, разделив старинный ударный инструмент Пакхавадж на две части. При этом система ударов была перенесена на табла без изменений.
Уникальное тональное качество звучания таблы достигается прежде всего из-за сложности в строении ее барабанной кожи. Барабанная кожа, известная как пуди, пудди или пурри, является действительно настолько сложной, что было бы правильным говорить, что никакая другая барабанная кожа на земле не превосходит ее в этом отношении, хотя другие могут иногда равняться ей.
Для аккомпанемента голосу и инструментам используются таблы различного тембра. В зависимости от слогов играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью. Табла имеет высоко развитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. К тому же она добавляет представлению зрелищности.
Уже упоминалось, что табла состоит из двух барабанов: маленького — табла (даян, сиддха) и большого — дага (байан, мадда). Дага может быть сделана из глины, меди, серебра, железа, алюминия или никеля. Табла изготавливается из полого куска дерева.
Оба этих барабана покрыты пергаментом, который крепится кожаными полосками (ремнями), используемыми для настройки, для чего под них подкладывают цилиндрические 7-8-сантиметровые деревянные брусочки (колки), смещаемые металлическим (обычно из латуни) молотком. В даге вместо кожаных могут использоваться хлопчатобумажные ремни и металлические кольца.
Настройка таблы сводится к выравниванию натяжения кожи по всей окружности (со всех сторон звук должен быть одинаковой высоты и гармонировать с настройкой инструментов, которым табла аккомпанирует). Табла обычно настраивается в квинту с дагой (ноты Sa и Рa в индийской системе).
Дага настраивается так, чтобы звук был глубоким и красивым, обычно на 4-5 нот ниже таблы или в октаву (на 7 нот ниже).
Основой индийской системы ритмов являются талы.
Тал — cлово происходит от практики отсчёта времени хлопками. Тал — ладонь (санскр.), где «Та» — тандав — танец Шивы, «Ла» — ласья — танец Парвати.
Талы индийской музыки необычайно выразительны, и про каждый можно сказать, что он обладает своим темпераментом (мизадж), определяемым не столько темпом, сколько внутренней организацией ударов. Очень быстрые талы, как, например, друт тинтала, могут быть гораздо более строгими и «классическими», чем медленная дадра, имеющая несколько более томный характер. Исполнители индийской музыки часто сравнивают талы с поступью животных и птиц — слонов, лошадей, лебедей.
Санскритская литература описывает 120 тала, но по заключению современных практиков около 12 находятся в использовании, и только 6-7 наиболее распространены.
Говорят, что традиционный основатель индийской музыки Бхарата в песне жаворонка выделил 32 тала.
Происхождение тала или ритма коренится в движениях человека: время дыхания при ходьбе считается равным 2, а во время сна — 3 делениям, так как в последнем случае вдох равен удвоенному периоду выдоха.
Все талы состоят из болов и начинаются с «сама» (кроме рупак-тала).
Болы — «слова» — символы или слоги, обозначающие определённые удары барабана. Используются музыкантами и танцорами для облегчения запоминания репертуара.
Сам — это начало и конец цикла, требующие особого внимания, поскольку здесь удар барабана совпадает с кульминационной точкой композиции и каждый раз словно бы происходит всплеск энергии музыки, ее апофеоз. Благодаря такому повторяющемуся циклическому движению мелодии и ритма индийская музыка полна динамизма и напряженности.
При игре на табла музыкант сидит на полу со скрещенными ногами. Табла стоит перед ним на матерчатых подставках, соответственно: табла — справа и дага — слева (если музыкант правша). Табла и дага немного наклонены вперёд и друг к другу.
kraken ссылка kra4 gl.
Существует множество различных техник игры на этом инструменте, в зависимости от определённой школы (гхараны), от личных предпочтений музыканта и т.д.
Тысячелетиями музыкальный материал передается от учителя ученику. Это создало стилистические школы (гхараны). Каждая гхарана имеет общие композиционные формы, репертуар, стиль игры.
Гхарана — своеобразная индийская традиция, или школа музыкального воспитания, в основе которой лежат наследственно-родственные отношения (само слово «гхарана» происходит от «гхар» — «дом»), причём старший в гхаране является не только старшим в семье, но и духовным наставником — гуру. Таким образом осуществляется передача и музыкальной традиции, и накопленного в гхаране духовного опыта. Для того, чтобы стать гхараной, то есть завоевать признание, подобного рода школа должна, как считается, породить не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений.
Каждый музыкант, член гхараны, имеет свое исполнительское лицо: вместе с тем его объединяет с другими членами нечто общее, характерное для данной гхараны. Это общее (например, способ звукоизвлечения, определенный стиль, динамика, приемы, даже тембр голоса) восходит к основателю гхараны и составляет как бы её знак, по которому опытный слушатель сразу определяет, где воспитывался данный музыкант.
Названия гхаран, как правило, связаны с местом их возникновения: гхарана Агры, гхарана Патиалы, джайпурская, гвалиорская и т. д. В настоящее время в связи с распространением новых методов обучения и массовым его характером роль гхаран и традиционной системы обучения гурушишья, разумеется, значительно уменьшилась, что вызывает беспокойство у многих деятелей индийской культуры, видящих в традициях источник духовного богатства и нравственного здоровья нации.
Автор статьи — Руслан Богданов.
Полный самоучитель игры на табле http://www.dholak.ru/tabla-book.php